Сорок первый

08.05.2019 Сорок первый

Делегация «Сахалинского кинодосугового объединения» приняла участие в 41 Московском международном кинофестивале. Представляем небольшой отчёт о том, как это было.

Повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» была экранизирована дважды. В 1926 году вышел на экраны фильм Якова Протазанова, три десятилетия спустя был снят фильм Григория Чухрая, отмеченный специальным призом на Каннском кинофестивале в 1957 году. Красный снайпер Марютка влюбляется в белогвардейского поручика Говоруху-Отрока. Короткая передышка в войне, но герои все также на взводе. Поручик гибнет от выстрела Марютки, пытаясь перебраться к своим. Он её сорок первая жертва.

Организаторы 41 Московского международного фестиваля, конечно, прекрасно понимали, что значит быть «сорок первым». В фестивальной программе то там, то здесь возникали призраки той отчаянной истории. Жаль только, закрыв фестиваль документальным фильмом Вернера Херцога и Андрэ Сингера «Встреча с Горбачевым», у программной дирекции не хватило смелости (возможно, показалось, что ход будет слишком очевидным) открыть фестиваль одним из главных его событий – фильмом «Годовщина революции» Дзиги Вертова. Будущий классик мирового кинематографа создавал свой фильм в 1918 году, монтируя кинохроники. Мимо зрителя проносится эпоха с февраля по ноябрь 17-го года, меняются действующие лица, меняется настроение масс. Первый монтажный документальный отечественный фильм был утерян и только в этом году восстановлен благодаря стараниям киноведа Николая Изволова. Сахалинский зритель может помнить его визит на Сахалин в рамках Года кино.

Фото: Кадр из фильма Годовщина революции

Фото: Кадр из фильма Годовщина революции

В итоге фестиваль открывала картина Жана-Франсуа Рише «Император Парижа», новое прочтение истории грозы преступного мира наполеоновской Франции Эжена Франсуа Видока. Тоже вполне себе размышление о той накипи, что поднимается наверх, пока катятся с эшафота головы жертв и лидеров недавней революции. Разница в том, что открывая и замыкая фестиваль через точки входа и выхода в советский период нашей истории, фестиваль во весь голос напомнил бы и участникам, и гостям фестиваля: мы дома, у нас есть, чем гордится. А так получилось, что мы опять то ли за Марютку, то ли за Говоруху-Отрока, поди выбери.

Конкурсная программа ММКФ – не самое главное, что есть на фестивале. Дело в том, что киносмотр А-класса должен показывать только премьеры. А где их набрать на все фестивали высшей категории? Канны и Берлин снимают сливки, и не они одни. Беда еще в том, что победа в Московском кинофестивале не сулит никакого профита в мировом прокате. Увы, репутация конкурса не столь высока. Программная дирекция делает все, что в её силах, хотя иногда и остается ощущение легкой недоработки.

Зато есть конкурс документального кино. Тут ситуация обратная, фильмы яркие, разнообразные, интересные. Пусть, это не обязательно премьеры, но в России эти фильмы точно показываются впервые. Не случайно с этого года оскаровский комитет объявил об особом внимании к программе конкурса документального кино ММКФ, а картина-победитель автоматически будет включена в список претендентов на «Оскар». Победил в этом году норвежский фильм «Потому что мы мужики» (Петтер Соммер, Ю Вемунн Свендсен). Полная юмора и трагизма история, снятая журналистами, о стойком дирижере любительского мужского хора, который болен раком и готовится к смерти.

2 (4).jpg

Фото: Кадр из фильма «Глубокие воды»

Зато кроме конкурса и целых трёх программ «фестивальных хитов» от разных составителей (в главной из которых отметился прошлогодний обладатель специального приза жюри СМКФ «Край света» «Груз» Огнена Главонича) есть еще масса ретроспективных программ. Обходить их стороной не смей. В этом году, жемчужинами фестиваля стала ретроспектива фильмов французского классика Мишеля Девиля (ах, какая молодая Изабель Юпер у него в «Глубоких водах»!); составленная при участии Михаила Трофименкова программа «"Свинцовые времена" итальянского кино» – фильмы 70-ых годов, подчеркивающие состояние «гражданской войны малой интенсивности», в котором находилась страна в те годы (и опять привет сорок первому!); программа классиков венгерского кинематографа; всех программ не счесть. В конце концов, если начинаешь день с «Астенического синдрома» Киры Георгиевны Муратовой, уже неважно на каком фильме его закончишь.

Тем более что фестиваль – это общение, это встречи. Зарубежные гости часто сетуют на отсутствие обсуждений после просмотров на ММКФ. Им не дано участвовать в бурлении мнений у входа в «Октябрь». Критики, продюсеры, актеры, режиссеры, все здесь, все что-то смотрели или на что-то собираются. Если приехал смотреть кино, тепло прощаешься со старыми знакомыми, которых видишь только на фестивале в Москве, и идешь смотреть кино. Если приехал общаться, скрепя сердце машешь рукой в сторону одного из одиннадцати октябрьских кинозалов и идешь обмениваться новостями и строить планы. Фестиваль открывает множество путей. Каждый идет своим. Вот промелькнул мимо Сергей Гармаш, давно хотим, чтобы он приехал, обменялись контактами. Раскланялись с председателем жюри и обладателем приза фестиваля за вклад в мировой кинематограф Ким Ки Дуком. Про «Край света» знает, давно хочет приехать, дела не пускают. Бежим дальше, вдруг кого еще встретим.

3.jpeg

Фото: Директор ГАУК «Кинодосуговое объединение» Дмитрий Орлов, сценарист и режиссер Михаил Коновальчук, начальник мастерской «Европеец – азиат» Илья Шамазов на открытии ММКФ

В Доме кино демонстрируются российские программы ММКФ. Это своеобразный фестиваль внутри фестиваля. У этой программы своя логика, своя драматургия. Лучшие фильмы и премьеры отечественного кино все здесь. Здесь же отличная программа короткого метра от подающих надежды кинематографистов. Закрывал программу фильм «В Кейптаунском порту» Александра Велединского. Картину еще ждёт пересведение звука и цветокоррекция, но представление о ней можно было получить уже сейчас. Личная для режиссера история неожиданно оказалась связана с Сахалином, такой привет нам всем. Сахалинцы, конечно, посмеются над некоторыми притяжками, когда посмотрят фильм (прокат перенесен с мая на август этого года), но надо видеть главное. История связывает пять десятилетий, через которые герои несут воспоминания о той, первой встрече. История кодирует время, перерабатывает общий опыт для страны в художественный кинотекст. От Велединского ждут нового «Географа», но тут другой виток. Очень надеемся, что зритель мимо картины не проскочит. На показе познакомились с Александром Робаком, тепло обнялись с Александром Велединским. Кто-то уже был на Сахалине, кто-то еще будет у нас в гостях в ближайшее время.

А фестиваль стремительно идёт к финалу. Объявлены победители, розданы награды. Лучшие из картин, о которых вскользь здесь обмолвились, надеемся, доберутся и до нас уже в августе. Какие-то, скорее всего, мы не видели на ММКФ, значит, тем более ждём!

Сорок первый проскочили, все живы, идем дальше.

Илья Шамазов

Возврат к списку

Последние новости о всех новинках кино!

Подпишитесь на наши новости и узнавайте о всех премьерах первыми.